Количество интернет-магазинов в Петербурге в уходящем году увеличилось до 20-25. Точного учета виртуальных магазинов, созданных именно в Петербурге, нет. Значительная масса торговых площадок предлагает продажу товаров обычно сразу в нескольких крупнейших городах России.
В целом обороты сделок, заключаемых в Рунете, за последние 2 года выросли в 20 раз.
Большие и маленькие
Для покупателя в поисках товара гораздо проще посетить несколько интернет-магазинов, чем пройтись по такому же количеству обычных. Современные технологии позволяют сократить процесс заказа и исполнить его в короткие сроки. "В отличие от привычных магазинов для продажи в интернете не надо нести затраты на создание привлекательных торговых площадей, - рассказывает Сергей Иванов, заместитель генерального директора ООО "Аванти". - Весь реально существующий товар лежит на складе или при производстве". Все интернет-магазины строятся по принципу: сайт - склад. Отсутствие издержек на аренду и содержание торговых площадей позволяет мелким компаниям конкурировать с крупными продавцами. У торговых сетей тоже есть интернет-магазины, правда, они рассматривают их лишь как дополнительный канал сбыта и стимулируют спрос в онлайн-магазинах более низкими ценами, чем в классических магазинах.
Самообслуживание
Процесс покупки в интернет-магазине имеет сложную структуру, в отличие от обычного магазина. Покупатель, как правило, просматривает несколько интернет-площадок в поисках товара и сравнения цен и условий доставки.
После того как он сделал выбор, его заказ поступает менеджеру интернет-магазина или администратору по заказам торговой точки. В свою очередь те связываются со складом, бронируют заказ или связываются с покупателем для выяснения деталей сделки. После подтверждения условий заказа товар, как правило, доставляют покупателю по указанному им адресу. Для такой схемы, если владелец интернет-магазина изначально уверен в единичных объемах продаж, достаточно будет обычного сайта-каталога в Интернете, электронной почты и менеджера, который может совмещать оформление сделок из интернета с обычными телефонными заказами. При грамотном позиционировании сайта в поисковых службах и тематических каталогах покупатель сам найдет такой магазин и разместит заказ. В случае же если ассортимент товара превышает 5 тыс. единиц наименований, то и сайт уже должен соответствовать определенным требованиям: иметь удобный интерфейс и дизайн под тематику магазина, целевую аудиторию; выдерживать нагрузку посещений; предлагать различные системы оплаты; иметь связь в режиме реального времени с бухгалтерией и со складом. Часто интернет-магазины предлагают покупателю самостоятельно бронировать товар на складе, что приводит к сокращению сроков оформления товара.
Цена вопроса
Разброс цен на стандартный сайт-каталог и полноценный интернет-магазин может составить от $900 до $50 тыс.
"Минус интернет-торговли бытовой техникой или другим крупным товаром в том, что покупатель не может "пощупать" товар, - считает Станислав Андреев, генеральный директор интернет-агентства Molinos (02349)*. - кроме того, несовершенство вариантов оплаты сдерживает развитие продаж в интернете, хотя продажа штучного товара, помещающегося в кармане у курьера (книги, диски, предметы интерьера, фотографии), при грамотной организации процесса дает очень хороший оборот".
При желании в петербургском Интернете можно приобрести любой вид товара или услуги. Однако из-за деятельности дилетантов в интернет-торговле доверие покупателей еще надо завоевать. При кратких сроках доставки, дешевизне товара и его эксклюзивности можно составить конкуренцию самым крупным офлайновым гипермаркетам. Тем не менее пока интернет-торговля, в отличие от московского рынка, все еще находится на этапе начального становления.
Станислав Андреев, генеральный директор интернет-агентства Molinos, считает, что интернет-торговля в России могла бы развиваться быстрее, если бы у покупателей была возможность "пощупать" товар.
На заметку
Рейтинг интернет-магазинов по количеству совершенных покупок, тыс. шт.
- OZON (книги, мультимедиа) - 309,21
- Parter.ru (билетная касса) - 162
- Oldi (компьютеры) - 104
- Planetashop.ru (компьютеры) - 55
- Softkey (программное обеспечение) - 32
- Desten Computers (компьютеры) - 28
- Сендфлауэрз.ру (доставка цветов) - 25
- Выгодно.ру (доставка продуктов) - 18,25
- Зона ИКС (книги, парфюмерия) - 12
- ЛАБИРИНТ (книги, мультимедиа) - 12
Источник: данные Национальной ассоциации участников электронной торговли (за I квартал 2005 г.)