По данным «Ведомостей», компания
Виктор Лавренко, руководитель группы разработчиков поисковой системы
Алексей Гурешов, генеральный директор поискового стартапа «Вебальта», считает иначе. По его мнению, разумная цена за «Апорт» — это $300 тыс.
Что касается самого факта продажи, то эксперты, в целом, одобряют намерение Golden Telecom. По мнению Игоря Ашманова, управляющего партнера компании «Ашманов и партнеры», продажа «Апорта» будет на пользу отечественному интернет-рынку. «Если это правда, в чем у меня есть определенные сомнения, то это было бы хорошо, — считает Игорь Ашманов. — Ибо, на мой взгляд, чем больше отечественных поисковиков, тем лучше. „Апорт“ был в свое время лучшим по качеству поиска. А отстал он потому что неправильно развивался. Если бы появился хозяин, который смог бы его реанимировать, то „Апорт“ стал бы хорошим конкурентом „Гуглу“ и „Рамблеру“. По всему видно, что Golden Telecom не хочет или не может развивать „Апорт“, это непрофильный ресурс для компании. Но „Голден Телеком“ купил его в 2000 году несоразмерно дорого, и сейчас неясно, найдется ли у них коммерческое мужество признать и списать убытки пятилетней давности, и продать проект по разумной цене».
Все три собеседника «Вебпланеты» единодушно считают, что если «Апорт» все-таки будет выставлен на продажу, то покупатель обязательно найдется. «Я точно знаю, что есть покупатели на проекты лидеры — на „Рамблер“ или „Яндекс“, — рассуждает Виктор Лавренко. — Я сам хотел купить акции „Рамблера“. Но и на маленькие проекты найдутся покупатели. „Апорт“ в свое время был хорошим брэндом. Когда „Яндекс“ еще развивался — „Рамблер“ и „Апорт“ были лидерами. У меня есть ощущение, что „Апорт“ в свое время был правильным проектом. У него, правда, есть сейчас проблема технологическая, но всегда есть возможность пересесть на другой движок, благо, решений на рынке предостаточно».
«Думаю, покупатель найдется, — размышляет Алексей Гурешов, — но этот покупатель должен понимать, что он покупает аудиторию, а не готовый бизнес. Технологически „Апорт“ устарел давно, и чтобы поднять его, нужно фактически полностью написать новую поисковую машину с нуля».
Игорь Ашманов считает, что если сегодня деньги в интернете находят даже невнятные поисковые стартапы, то такой брэнд как «Апорт» без покупателя не останется. «Исходя из того, что каждый месяц в Рунете появляется странный поисковый стартап — это значит, что на это дают деньги. Стартапщики зацепляют инвесторов тем, что у них есть что-то принципиально новое, нахваливают свои технологии, обещают большую долю рынка — подробнее написано в статье „10 способов соврать инвестору“ на „Вебпланете“, — говорит господин Ашманов. — Но и „Апорт“ как представитель этой горячей поисковой темы — тоже может найти покупателя. „Апорт“ — довольно соблазнительная вещь для инвесторов, играющих на интернет-рынке в Рунете. У него есть реальная аудитория, есть большой опыт, готовые технологии. Это будет стоить значительно дороже, чем стартап, но зато результат будет сразу, без потери полутора-двух лет на создание и раскрутку».
Напомним, поисковая система «Апорт» впервые была презентована в феврале 1996 года. Отцом поисковика стала компания «Агама» — разработчик программного обеспечения для Windows (в отличие от большинства конкурентов «Апорт» продолжает работать под управлением ОС Windows). В ноябре 1998 года «Апорт» был продан гражданину Израиля Джозефу Авчуку, сумма сделки составила $55 тысяч, а в июле 2000 года Golden Telecom купил за $25 миллионов на пике интернет-лихорадки семейство интернет-проектов «Агама», включающее «Апорт» и каталог AtRus, для включения в «Россию-он-лайн» и другие околоконтентные проекты.