В ЛенЭкспо прошел один из крупнейших телекоммуникационных форумов России — "НОРВЕКОМ – 2007". Долгие годы выставка служила отличным инструментом измерения отраслевой активности и прогнозов развития рынка на годы вперед. Где, если не на Норвекоме, можно было увидеть собранные воедино новинки и достижения технологий дня сегодняшнего? По уже сложившейся традиции от выставки такого уровня ждали не только красочных шоу, но интересных дискуссий, новых эффективных проектов и контрактов.
В этом году «Норвеком» встретил непривычной пустотой, стандартным набором экспозиций и вялыми шоу-программами. И в то время как организаторы мероприятия выражали оптимизм по поводу ее дальнейшего развития, участники-стендисты отвечали на вопросы специалистов отдела маркетинга
Не изжил ли себя «Норвеком» как форум, все больше становясь похожим на конкурс BTL-акций?
Итак, результаты
Прежде всего, хочется поблагодарить участников опроса. Респондентами стали руководители среднего звена компаний-участниц, технические консультанты и менеджеры по сервисной поддержке и продажам, специалисты и гости из регионов. Общее число опрошенных – 103 человека.
Малочисленность фокус-группы вполне окупалась тем фактом, что отвечали на вопросы только профессионалы, для которых выставка – работа. Уверены, что результаты заинтересуют не только организаторов выставки, но и специалистов отделов рекламы, которые утверждают рекламные бюджеты.
В вопросе о существовании выставки мнения разделились, подняв целый спектр проблем, связь между которыми очевидна.
- 73 % Выставка как маркетинговый инструмент и канал продвижения компании/бренда себя изживает. Одна из причин такого положения – растущие возможности и расширение аудитории Интернет.
- 5 % Телекоммуникационный рынок Северо-запада поделен, и для новых участников позиционировать себя на выставке – дорогое и не окупаемое удовольствие.
- 7 % «Норвеком» растащили по регионам. О чем свидетельствует растущее значение региональных отраслевых выставок аналогичной тематики.
- 12 % «Бездарная» маркетинговая политика организаторов. (Сама выставка как «продукт» выставочного бизнеса нуждается в грамотном продвижении.) Как смежный вариант ответа упоминался «Инфоком», набирающий обороты и оттягивающий на себя внимание участников «Норвекома».
- 3 % Выставка не умирает, а мутирует, приспосабливаясь к условиям рынка и потребностям своих потребителей. Возможно, ее суть будет меняться и дальше в сторону зрелищных BTL-шоу.
Справедливости ради стоит упомянуть и тех, кто проголосовал «против». То есть, «все ОК, выставка удалась!» Их набралось меньше одного процента респондентов. В основном это юные специалисты компаний, только вчера доросших до уровня «Норвекома».
А вообще цифры говорят сами за себя и вряд ли относятся только к конкретной выставке. Если взять для сравнения динамику развития выставок за последние годы (отрасль, территориальное размещение, количество участников, контактов и затраченных средств), то окажется, что соотношение цена-результат все реже имеет положительное значение.
Почему перестал работать принцип «лучше один раз увидеть», бывший некогда краеугольным камнем выставочной политики компаний? Ведь на выставку – все лучшее! Образцы продукции и оборудования, красочные глянцевые каталоги, скидки, футболки, шарики, мешочки, ручки!..
За ними и подтягивается на выставку аудитория, которую стендисты корректно называют «нецелевой». В то время как целевая, для которой время – действительно деньги, может посмотреть, все что нужно, просто нажав кнопочку «POWER».
Еще немного данных
Присутствие в сети Интернет
- 95 % компаний имеет сайт
- 5 % компаний собираются сделать сайт в ближайшем будущем или он уже в процессе разработки.*
* Следует учитывать, что телекоммуникации – впереди планеты всей, а потому данные для аграрного сектора, естественно, совершенно иные. А вот показатели в ТЭК уже не отличаются.
Использование рекламных возможностей Интернет **
- 29 % - довольствуются сайтом только для информационной поддержки клиентов;
- 77 % - активно продвигают свой бизнес в сети, используя рекламные возможности Интернет:
- баннерную рекламу – 36 %,
- контекстную рекламу – 32 %,
- акции – 41 %,
- услуги оптимизаторов – 27 %
Сервисные услуги для клиентов в сети
- почтовые рассылки обновлений – 64 %
- on-line консультации – 50 %
- продажи через сайт – 23 %
- оn-line заказ продукции услуг – 41 %
- калькуляция услуг/баланс – 23 %
- оплата через интернет – 14 %
- изучение спроса – 27 %
** Респонденты имели возможность выбора более одной позиции из предложенных ответов.
PS. 82% опрошенных уверены, что под влиянием Интернет в их компаниях активно развиваются новые услуги. И происходит это именно благодаря возможности «отследить» результат и точно подсчитать эффективность вложений.