Замечали, когда начинают ругать новую работу студии - слышишь в ответ: «Так хотел заказчик. Мы не могли отойти от корпоративного стиля. Мы говорили, но клиент нас не слушал».
С одной стороны, клиент всегда прав, с другой –потакание прихотям заказчика обычно выливается в ужасный дизайн. Как сделать, чтобы клиент был счастлив, а компания гордилась выполненной работой, это вопрос.
Как правило, ситуация развивается одинаково. Страждущему клиенту предлагается несколько вариантов дизайна. И тут клиент начинает извращаться. Выбирает один дизайн и … губит его своими категоричными пожеланиями и дизайнерскими дополнениями. В итоге студия завершает работу, которую стыдно показать коллегам.
Но может быть дело не в клиенте, а в нежелании студии тратить силы, время и деньги в попытках переубедить заказчика?! Или не хватает авторитетного мнения?!
На мой взгляд, - отмечает Алексей Куприянов, генеральный директор интернет-агентства Traffic, - проблема клиентского дизайна надумана. В 95% - это ширма, за которой прячутся слабые исполнители. Эта проблема не вытекает из представлений заказчика о том, как должен выглядеть его сайт. Если заказчик не расскажет свои предпочтения на уровне нравится не нравится, то получится бесконечная череда вариантов, из которых он будет бесконечно долго выбирать что-то. Чем четче заказчик формулирует ТЗ, тем проще работать агентству.
Другой вопрос в том, что исполнители должны иметь хороший вкус и стиль, чтобы даже "купеческий" вариант (была у нас один раз такая формулировка в ТЗ) выглядел достойно. По нашему опыту и по опыту многих наших коллег, ОЧЕНЬ редко заказчик настаивает на каких то элементах или нелепых цветовых решениях. Да и в этом случае авторитет профессионального креативного агентства или арт-директора должны побеждать странные пожелания.
Плюсы и минусы
У любой ситуации есть две стороны, причем определить, какая из них белая, а какая черная невозможно. Ведь для всех будет по-разному.
С одной стороны спорить с клиентом – значит потерять деньги, с другой стороны, зачем нужен клиент, работа с которым неблагоприятно скажется на профессиональной репутации компании.
В такой ситуации Василий Лазука, генеральный директор интернет-агентства RealWeb, видит сплошные минусы: «Сайт это сложный, высокотехнологичный маркетинговый инструмент. Если клиент хочет «рисовать» дизайн своими ц.у., то можно получить просто какую-то картинку. Мы не понимаем, зачем покупать собаку, если лаешь сам».
Хотя такие проблемные клиенты могут сыграть и положительную роль, правда, не для отдельной компании, а скорее для всего рынка. Постоянная работа над клиентом – это возможность воспитать вкус потребителя в целом, а значит, возможность сформировать образованного потребителя.
Часто простое кажется сложным
Если говорить о питерском рынке web-услуг в целом, то проблема клиентского дизайна волнует только небольшие студии в силу нехватки опыта и авторитета. Крупные компании решают так:
- не работают с неадекватными клиентами,
- меняют свое отношение к ситуации,
- пытаются изменить клиента.
Алексей Куприянов, Traffic
«На поводу у клиента мы не шли никогда. Уровень работ агентства и наша ценовая политика позволяет нам отказываться от работы с невменяемыми клиентами, если те начинают «двигать облака», но такого давно уже нет. Как правило, сегодня клиенты агентства большие маркетингово-ориентированные компании, которые нам полностью доверяют».
Андрей Рябых, WebMaster.SPb
«Последнее время мы почти не сталкиваемся с клиентским дизайном. Это связано с серьезным пересмотром в этом году принципов взаимоотношений с клиентом. Раньше мы руководствовались правилом, что «клиент всегда прав».
Один из наших менеджеров выдал замечательную фразу клиенту, которая четко отражает идею нашей работы с клиентом: «Это Вы думаете как это сделать, а мы знаем как это делать!».
Клиент обычно не является профессионалом в нашей области, поэтому не может знать, что эффективно для решения его задач.
Это так же, как придти к стоматологу и начать его учить, как лечить зубы».
Василий Лазука, RealWeb
«Менять нужно людей, но где взять других? Просто по большому счету есть две категории заказчиков - те, кого интересует результат, и те, кому нравится "сам процесс". Если у вторых достаточно денег чтобы платить за удовольствие, мы с ними работаем. Если работу получается сдать, как правило, не анонсируем ее выход и не ставим свои копирайты. При этом с начала мы предупреждаем всех "таких" клиентов, что мы не согласны с их видением и оно неверно по таким-то причинам. Поскольку мы, как всегда, оказываемся правы, количество таких заказчиков постепенно сокращается».