
На питерском ITрынке много компаний. А вот занимающихся оффшорным аутсорсингом единицы. DataArt - одна из таких компаний.
Михаил Завилейский, COO - Chief Operations Officer, вот уже 8 лет работает в DataArt. Он рассказал ITNEWS.SPB, что главная ценность компании - это сотрудники. А основа корпоративного духа заключается во взаимопомощи.
- Вы работаете в DataArt с самого основания. Есть ощущение, что компания – это и ваше детище?
- С одной стороны, чем дольше находишься в одной компании, тем больше испытываешь дискомфорт – часто просто не знаешь, что происходит вокруг. Столько всего интересного, а у тебя все одно и тоже. Какой то «день сурка». Но с этим легко побороться – надо общаться с людьми, я, например, специально в бизнес-школу пошел. А тут и выясняется, что хорошо, что я работаю в DataArt, да и ничего другого и не хочется. Можно найти работу за большие деньги, но не факт, что будут комфортнее условия или работа интереснее.
- А что значит хорошая работа для вас, комфортная?
- Возможность легко находить баланс между интересной работой, хорошей оплатой, возможностью уделять достаточно времени семье. Есть, конечно, еще несколько менее важных факторов. Ведь, так или иначе, каждый ищет какое-то единственно верное сочетание этих компонентов для себя.
- «DataArt - это маленькое дружное государство с демократическим строем - у нас есть свой президент, своя школа (правда пока только английская), своя пожарная часть, газета и даже гоночная команда. В нашем государстве никто не погонит вас на работу в 10 часов утра - можете спать спокойно».
Я клиент. Я встала в 6 утра. У меня свой бизнес, я должна рано вставать. В 8 на работе, провела заседание. В 9 понимаю, что мне нужны услуги, вообщем услуги DataArt. Нахожу ваш сайт. Захожу и вижу, что вы СПИТЕ!!! Вас не смущает, что клиента это может отпугнуть?
- Нет, наша компания все же работает с западными клиентами и из-за разницы во времени наш рабочий график сильно смещен в вечер.
- Насколько смещен график?
- Начинается рабочий день с 11 до 14 часов. Заканчивается в 19-00, а порой и почти в полночь. В зависимости от того, кто над каким проектом работает в данный момент.
Очень страдаем в праздничные дни, например, Новый год. В США и Великобритании Рождество перед новым годом, а значит, праздники заканчиваются раньше нашего. Ободренные и полные энтузиазма заказчики возвращаются с праздников, и если нас 10 дней не будет в январе, то они впадут в депрессию, скорее всего.
- А как вы выходите из положения в такие моменты?
По возможности просим коллег переносить выходные дни на другое время. Понятно, те, у кого возникают трудности в семье, стараются уходить в положенные дни. Такие моменты для кого-то значимы, а для кого-то не являются недостатком. Зато офис открыт и доступен 24 часа 7 дней в неделю.Вообще, проблемы со временем в российском отделении DataArt возникают постоянно. Даже вечером после работы, например в 19-00 (привычное время для большинства компаний), встретиться где-нибудь в ресторане и пообщаться – трудно, мы обычно приходим в 21-22
- Раз у вас постоянно в России возникают подобные трудности. Почему большая часть людей тут, а не в Америке. Или в России дешевле рабочая сила?
- Есть ключевые моменты. Во-первых, есть такой параметр как PPP (purchase power parity), это способность купить за те же деньги определенное количество товаров или услуг. разница в PPP обуславливает глобальный бизнес, ив том числе оффшорный аутсорсинг. Между Россией и Штатами существует заметная разница стоимости производимых нами услуг. Она, конечно, сокращается, но не настолько, что бы российское представительство потеряло смысл.
Вторая причина – это специализация России на решениях сложных IT-задач. У нас гораздо больше специалистов, которые могут решать сложные и неформализованные задачи. Это похоже на мировое разделение труда. Американцы хорошо умеют делать быстро, в срок. Индия хорошо производит огромное число разработчиков. Зато если проект сложный, даже почти невозможный, то это к российским разработчикам. Это ключевая компетенция для России. Я даже шучу порой, что русская команда способна сделать самый простой проект сложным, просто чтобы было интереснее.
- Да, что-то есть в нашем менталитете – без трудностей мы не можем
- Да, проект, содержащий вызов, особенно нам интересен.
- А каково у вас соотношение российских и западных клиентов?
- Российских клиентов нет практически совсем. Есть клиенты, которые исторически у нас обслуживаются, в основном – друзья или те, которые почему-то именно к нам пришли. Как любой правильный маленький бизнес – мы никого не отталкиваем. Просто предупреждаем, что для России мы приспособлены плохо. Начинаем работать поздно (в смысле рабочий день), стоим дорого, мы не можем очень много общаться с клиентом лицом к лицу. Все процессы ориентированы на общение по e-mail или IMs.
- Как же так, вы, наоборот, говорили, что ваш менеджер всегда на связи с клиентом и готов постоянно отвечать на его вопросы.
- Я говорю о том, что мы не можем ездить каждый день к клиенту на несколько часов. А менеджеры действительно у нас такие есть. Только стоят дорого. У нас в малом и среднем бизнесе почти никто не понимает, что нужно платить $ 5000 в месяц только за то, чтобы менеджер без ограничений общался с клиентом.
Если пытаться сделать проект эффективным по цене, то нужно, чтобы проект был хорошо описанным и не требовал много времени менеджера. Но в России таких проектов немного
- А расскажите сейчас поподробнее об основных направлениях деятельности DataArt
- У нас есть основная услуга, самая главная – разработка программного обеспечения на заказ.
- Это касается любой области или чего-то конкретного?
- Это, конечно, не любая область. Есть области, где мы просто умеем оказывать услуги. Есть области, где уже накоплен большой опыт. Высокая экспертиза у нас в таких областях как:
- финансы – это услуги для инвестиционных фондов и технологических компаний, которые работают на эти фонды
- телекоммуникация – это компании, которые разрабатывают новые программно-аппаратные комплексы
- здравоохранение – это веб-приложения для бизнеса – документооборот, автоматизация бизнес-процессов, системы управления знаниями и ресурсами.
Есть технологическая экспертиза, в основном это Microsoft .Net, Java, PHP, на Unix и Windows платформах мы может делать очень широкий спектр проектов…….
- Когда просматривала русскоязычный сайт DataArt, обратила внимание на две вещи. Первое – огромнейший упор на найм новых работников. Второе – тексты напоминают телемагазин или секту: «Вы все равно придете к нам рано или поздно. Так зачем тянуть?» Почему из поиска специалистов сделан целый культ?
- Это характерно для компаний, которые работают в области профессиональных сервисов. Мы продает труд наших сотрудников. Поэтому сотрудники нам особенно важны. Каждая компания, которая предоставляет профессиональный сервис, работает всегда на двух рынках: на рынке сбыта и на рынке труда. И практически, компетенция компании заключается в том, чтобы быть хорошим посредникоммежду этими рынками, быть посредником, который создает ценность как для потребителей, так и для сотрудников. Но реальность такова, что компания добавляет не так уж много к тому, что делают работающие в ней люди.
В России мы работаем на рынке труда, поэтому естественно, что на русскоязычном сайте это и обозначено. Запад – это рынок сбыта для нас, поэтому англоязычный сайт посвящен непосредственно услугам DataArt.
Что касается текстов, то сайт много раз переделывался, тексты написаны несколькими поколениями авторов. Можно каждый раз причесывать сайт и делать рафинированной каждую новую версию. Но это не правильно. Сайт отражает компанию со своими амбициями, противоречиями, халатностями, достаточно адекватный образ для тех, кто хотел бы работать у нас.
- Читая вашу корпоративную газету, да и общаясь с вашими сотрудниками, которые постоянно улыбаются, складывается впечатление, что у вас веселая компания безотказных людей.
- Да, это в культуре компании. В DataArt очень трудно найти кого-нибудь, кто будет хмурится, встречая гостей. Все, кто приходят из внешнего мира – все клиенты. Другие к нам не ходят. Поскольку у нас компания сервисная, то у всех заложено в модель поведения – попросили – нужно сделать. Часто делаем даже то, что не должны и что не приносит очевидной выгоды. Но это совсем небольшая плата, за культуру взаимопомощи и готовности сделать для клиента все, что угодно.
Что касается характеристики самих людей, то у нас, конечно, работают разные «типажи». Есть более замкнутые, например, аналитики. Есть активные и открытые. Каждый находит свое место в компании.
- На сайте представлен список лучших работников недели. Что нужно сделать вашим сотрудникам, чтобы попасть на доску почета?
- В области «управления человеческими ресурсами» нет никакого особенного рецепта, что хорошо делается, а что нет. Мы просто экспериментируем. Лучший сотрудник – одна из многих программ. С одной стороны, внутри компании хочется всячески поддерживать тех, кто делает что-то очень правильно. Это показывает другим, что нужно такого сделать, чтобы получить признание. Обратная сторона – это то, что далеко не всех достойных можно успеть сделать лучшими сотрудниками, к тому же никогда нельзя быть абсолютно объективными.
- А кто тогда определяет лучшего сотрудника?
- Менеджеры представляют номинантов, а потом на внутреннем портале идет общее голосование. Не могу сказать, что это было однозначно хорошо. Но это жизнь.
- Знаю, компания получила награду как лучший работодатель в аутсорсинге. По какому принципу Вы набираете людей. Расскажите, какие качества важны для IT-шника в работе?
- К нам приходит очень много кандидатов. Но нужно понимать, что рынок найма IT-специалистов сейчас очень горячий. Нужно чем-то заинтересовывать сотрудников, чтобы их не «увел» другой работодатель. Потому что если мы взяли сотрудника, а ему не понравилось, и он ушел – для нас это плохая инвестиция.
В новых сотрудниках самое главное – это квалификация, как минимум человек должен уметь программировать на одной из платформ, на которой мы работаем. Высшая квалификация – умение программировать вообще, на любом языке, важной становится архитектура, технологичность и эксплуатационные характеристики продукта. Главное это результат, а не особенности процесса.
Второе необходимое качество – это умение и желание общаться, очень желательно - на английском языке. Все остальное не столь критично.
- Расскажите, как появилась в составе DataArt веб-студия?
- Студия появилась в самом начале DataArt. Изначально была идея сделать питерское отделение студии Лебедева, но что-то не сложилось в конце прошлого века
Сейчас студия преимущественно работает для души, т.к. дизайнеры большую часть времени работают в больших софтверных проектах в качестве разработчиков интерфейса, аналитиков usability и даже менеджеров. Веб-дизайн - это не коммерческая составляющая бизнеса. Мы эту услугу не продаем активно. Но у нас есть портфолио. Дизайнеры очень известные. Участвуют в конкурсах. Иногда кто-то из знакомых или клиентов просит что-то сделать, и если нам кажется, что мы можем помочь – делаем.
- А в каких конкурсах ваша студия принимала участие?
- Во многих, но мы никогда наших дизайнеров не пихаем. Они сами выбирают конкурсы по вкусу. Например, есть такие награды:
Победитель Шестого Всероссийского Интернет-конкурса "Золотой Сайт" в номинации "Национальное Достояние"
Премия "РЛЕ: Реклама, Лучшим, Ежемесячно"
В апреле 2000-го года студия стала победителем в конкурсе баннерной рекламы газеты "Деловой Петербург"
В ноябре 2000-го года одновременно три проекта студии "DataArt Дизайн" заняли первые места на "Десятом Московском Международном Фестивале Рекламы" в конкурсах "Интернет" и "Реклама в интернет».
- Что для вас качественный/хороший сайт?
- На первом этапе развития, качественный сайт – это красивый сайт, о котором хорошо отзываются, сайт получает награды.
Второй уровень – это сайт эффективный, удобный.
Третий уровень – чтобы сайт работал. Это поисковая оптимизация, статистика, эффективное решение тех задач, которые на сайт возлагаются.
В целом в нашей студии сайты делаются очень профессионально. Дизайнеры задействованы на 150 %. Мы бы их полностью забрали на внутренние работы, если бы они от этого не скучали.
- Чем лучше всего мотивировать в работе It-специалиста, учитывая, что в этой области много творческих людей?
- Творческому человеку – главное, чтобы его слушали и не мешали делать профессиональную работу, получать хороший результат. Просто нужно помогатьнаходить баланс в рабочем процессе.
- Вы считаете себя успешной компанией?
- Очень хороший вопрос. Нет, мы не ощущаем себя успешной компанией. Мы постоянно не довольны тем, что с нами происходит. Это состояние души. Мне кажется, что состояние самодовольства у нас было пару раз в жизни и хорошо оно не кончалось. Знаете, есть компании, которые говорят, что у них нет конкурентов, для других конкуренты все. Мы компания второго типа, нам комфортна позиция само неудовлетворенности. Самолюбование приводит к эйфории, замыливает глаз, ведет к стагнации и вырождению. А недовольство позволяет видеть, что у нас не так. Но DataArt – хорошая компания. Это я могу сказать с уверенностью.
- А как у вас с конкурентами?
- У нас есть в России конкуренты только на рынке труда. По услугам конкурентов тут нет, потому что Россия очень маленькая часть индустрии оффшорного аутсорсинга. Наши конкуренты это Индия, Китай, Азия, локальные американские компании, с которыми мы регулярно сталкиваемся в борьбе за заказы.