Сайты крупнейших российских корпораций — «Газпрома», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» — отличаются старомодным дизайном, пренебрежением к потребителям и соискателям вакансий. Такой вывод сделали эксперты компании Bowen Craggs, изучившие веб-ресурсы 60 крупнейших мировых компаний. В рэнкинге, составленном по результатам исследования для Financial Times, сайты отечественных компаний оказались на последних местах.
Самым эффективным корпоративном сайтом FT Bowen Craggs Index признан интернет-ресурс немецкой корпорации Siemens. А лучший из российских сайтов — нефтяной компании «Лукойл» — оказался лишь на 52-м месте из 60. «Сургутнефтегаз» и «Газпром» заняли соответственно 58-е и 59-е места, обогнав лишь China Mobile.
Соседи по несчастью
Больше всего в одной части рэнкинга с россиянами компаний из Саудовской Аравии — это Saudi Telecom, Saudi Basic Industries и Al Rahji Banking and Investment. У них очень красивые, но малосодержательные сайты, отмечает старший консультант Bowen Craggs Дэвид Боуэн. Чуть выше, в пятом десятке списка, оказались продвинутые в техническом плане японцы. Эксперты упрекают их в неуклюжем дизайне и невнятной презентации бренда. Например, главную страницу сайта телекоммуникационной корпорации NTT (47-е место) сложно читать из-за флэш-ролика и беспорядочной мешанины текстовых и графических элементов. А на сайте компании Honda, занявшем 42-е место, слишком крупные картинки затрудняют восприятие полезных ссылок. «При навигации по разделам сайта вас приветствует маленький мультяшный человечек — выглядит забавно, но разве это соответствует имиджу гигантской корпорации?» — спрашивает Боуэн. Недостаток сайта страховщика American International Group (56-е место) в отсутствии продуманной связи с вторым корпоративным сайтом — www.aiu.com. Журналисты и люди, ищущие работу, могут запутаться в переходах между этими сайтами.
Все сначала
Но если всем участникам списка можно доработать свои сайты — убрать дизайнерские погрешности или дополнить содержание, то российским компаниям нужно начинать все заново, считает Боуэн. Проблемы у них, по мнению эксперта, примерно одинаковые. «Похоже, они используют в качестве образца типовые шаблоны сайтов первого поколения — так выглядели многие западные веб-ресурсы лет десять назад, — говорит эксперт. — В принципе, мне даже нравится дизайн сайта «Лукойла» именно потому, что он выдержан в стиле ретро. Боюсь, что разработчики сайта рассчитывали на совсем другой эффект». Это можно объяснить, выступает в защиту россиян Борис Рысс, директор по маркетингу рекламного агентства GRAPE Digital. Все эти компании работают в регионах, где скорость соединения с Интернетом очень низкая, поэтому на их сайтах не используются тяжелые мультимедийные формы вроде флэш-анимации, иначе такой сайт просто не откроется, объясняет он.
Но главный фактор, повлиявший на низкую оценку российских сайтов, — небольшой объем информации для потребителей, инвесторов и людей, ищущих работу, признается Боуэн. Доступ к Всемирной паутине уже имеют 70-90% жителей развитых стран, поэтому чаще всего именно интернет-сайты становятся для них первым источником информации о компаниях, а россияне, задумывающиеся о глобальной экспансии, пренебрегают таким важным имиджевым и маркетинговым инструментом. Например, у «Лукойла», «Газпрома» и «Сургутнефтегаза» на сайтах практически отсутствует информация о социальной ответственности и заботе об окружающей среде, столь важная для западных инвесторов. Вакансии на этих сайтах также не публикуются, а потребители не могут получать ответы на свои вопросы.
С выводами Bowen Craggs согласны и другие эксперты. В ноябре 2006 г. российские сайты попали в число худших европейских корпоративных сайтов в ежегодном рэнкинге исследовательской компании H&H Webranking. «Лукойл» получил 102-е место из 165, «Газпром» — 156-е, «Сургутнефтегаз» — последнее в списке. Другие российские участники рэнкинга тоже результатами не радовали: у «Норникеля» — 148-е место, а у «Сбербанка» — 163-е. На интернет-страничках отечественных компаний содержится минимум информации «для инвесторов, аналитиков и других людей, ищущих данные для принятия инвестиционных решений», отмечалось в исследовании.
Из российских сайтов выше в рэнкинге точно оказался бы ресурс «ЮКОСа», считает Боуэн. Нефтяной гигант до своего банкротства старался привлечь симпатии как можно более широкого круга общественности, прежде всего западной аудитории. Его сайт хорош как с точки зрения дизайна (в его оформлении, например, использованы рисунки детей сотрудников), так и с информативной. Сайт до сих пор обновляется — последняя новость на нем опубликована 25 апреля 2007 г.
И так сойдет
Российские компании лишь частично признают справедливость выводов Bowen Craggs. «Лукойл» постоянно совершенствует свой сайт, но дизайн в общих чертах нас устраивает. Это дело вкуса», — объясняет руководитель пресс-службы нефтяной компании Дмитрий Долгов. Не собирается нефтяной гигант размещать на сайте и вакансии, потому что желающих работать в «Лукойле» и так больше, чем вакансий, кроме того, на сайте есть телефоны отдела кадров.
А «Сургутнефтегаз» собирается изменить свой сайт. «Мы уже поручали разработку нового дизайна одной компании, но нас не устроил результат», — говорит пресс-секретарь «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко. Но с претензиями к содержанию ресурса она не согласна. На сайте есть вся информация о компании, которую необходимо размещать по закону, говорит Ходченко. Рабочие, которые нужны «Сургуту», вряд ли будут искать вакансии в Интернете.
«Газпром» обещает учесть выводы Bowen Craggs при совершенствовании своего сайта, говорится в сообщении пресс-службы компании. В ближайшее время будет модернизировано программное обеспечение сайта, в частности усовершенствована поисковая система. Кроме того, там появится раздел с текущими котировками акций «Газпрома» и их динамикой на всех биржах, где они торгуются.
Общая проблема
Пока ни одна крупная российская компания не использует возможности своего корпоративного сайта даже на 80%, считает Борис Рысс. Их отношение к веб-ресурсам показывает хотя бы то, что они не проводят открытых тендеров на их разработку, а поручают это «своим» компаниям, добавляет он. Cейчас создание корпоративных веб-ресурсов в России в моде, большинство компаний делают их «чтобы было», поэтому половина сайтов находится в полузамороженном состоянии, сожалеет Полина Денисенко, исполнительный директор компании Imageland. Сырьевым компаниям сайт нужен только для имиджа, поэтому они тратят на его создание в два-три раза меньше, чем отечественные ритейлеры, готовые направить на это до $100 000 в год, добавляет управляющий партнер дизайнерского агентства «Артикул Медиа» Ольга Куликова. Содержание хорошего сайта обходится компании в небольшой процент от оборота. Например, корпорация Unilever с выручкой почти в $54 млрд тратит на свой веб-ресурс, по данным Bowen Craggs, $2 млн в год. Российским компаниям, чтобы подняться в рэнкинге на более высокие строки, нужны не деньги, а изменение психологии, считает Боуэн.
Равняемся на пиво
Металлургическая компания «Евраз» в конце апреля кардинально изменила свой сайт. Перед этим компания изучила корпоративные сайты «законодателей интернет-моды» — BP, Volvo, других производителей автомобилей, а также пивоваров, рассказала вице-президент «Евраза» Ирина Кибина. Новый сайт evraz.com, созданный студией Defa, в первую очередь рассчитан на аналитиков и инвесторов — они должны тратить не более пяти минут в неделю на просмотр всей информации о компании. В ближайшее время на интернет-ресурсе появятся и блоги топ-менеджеров «Евраза», а пользователи смогут настраивать вид сайта «под себя», переделывая меню, объясняет Кибина. Содержание ресурса, по ее словам, обходится корпорации в $600-700 в месяц.